«Непоседа Фил». Гиперактивность

Текст: Анастасия Кузнецова
Источник: Непоседа Фил. Гиперактивность // Первоклассные родители. – 2012. № 5. – С. 50-54

«Непоседа Фил» 
Движение в избытке, внимание в дефиците? Он гиперактивен!

Год до школы, а он у вас гиперактивный! Вас ждут та-а-акие проблемы…. Современным родителям часто приходится слышать этот неутешительный вердикт. «Модный» диагноз, однако, не всегда ставится объективно. Зачастую малыш просто активен или невнимателен в силу темперамента, характера или условий воспитания. Так активный или гиперактивный? Просто рассеянный или с дефицитом внимания? Как узнать? Давайте разбираться. Ведь если СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) действительно имеет место, то оставлять его без внимания — мол, само пройдет — никак нельзя.

Не мечта воспитателя

Пережитки советской (не в лучшем смысле слова) педагогики и в наши дни находят отголоски в отношении к ярким, не вписывающимся в рамки понятия «мечта воспитателя» детям. К сожалению, порой приходится видеть, как откровенно скучный и не очень понимающий психологию развития педагог, не вставая целый день со стула, покрикивает на детей. И не дай бог ему попался темпераментный и активный малыш. Он тут же подвергается санкциям, полдня сидит наказанный на стуле (а что он носится вокруг столов!?.. Или сам расшибется или кого-нибудь покалечит!), вследствие чего (встав, наконец, со стула) начинает вести себя еще более активно. Да и мы, родители, все родом из детства. Поэтому замечания воспитателя в адрес своих непосед принимаем на веру безоговорочно (педагог всегда прав!) и добавляем «масла в огонь», выказывая свое недовольство и наказывая ребенка дома. Опыт, однако, показывает, что в «неадекватном» поведении детей в 70% случаев виноваты взрослые, провоцирующие, создающие или не способные предупредить возникновение условий, в которых ребенок вынужден проявлять себя не с лучшей стороны. А если это происходит изо дня в день, «проявления» закрепляются в детском поведении, сливаясь в конце концов в неприглядную картину.
Дальше — больше. Ребенку ставится диагноз, назначается лечение, но воз и ныне там, потому что чадо продолжает посещать ту же группу и общаться в том же контексте с воспитателем или непоследовательной и неуравновешенной мамой… Получается борьба со следствием, а не с причиной, что закономерно не приносит положительных плодов. А время идет, ребенок растет, идет в школу. Школа же — своего рода момент истины. Потому что там все «перекосы» не просто очень заметны, а буквально бьют в глаза, в то время как времени для коррекции практически нет. Или она попросту не успевает за неудачами и неуспехами в учебе. Поэтому как бы это нравоучительно не звучало: Есть СДВГ или его нет — ребенок не виноват, а таблетки (в случае подтверждения диагноза) лишь вспомогательное средство. Основную работу по оказанию помощи малышу ОБЯЗАТЕЛЬНО И СВОЕВРЕМЕННО должны делать родители и окружающие его взрослые. Никакие коррекционные занятия детсадовского психолога с непоседливым дошколенком не принесут желаемого результата, если он будет погружен в неблагоприятную педагогическую среду.

Кто сказал: гиперактивность?

Ни воспитатель, ни психолог не могут и не имеют права ставить ребенку диагноз и озвучивать его родителям. Как правило, если синдром дефицита внимания и гиперактивности есть, то поведение крохи тревожит не только педагогов, но и родителей, всех, с кем он контактирует. Но только на основании целенаправленного наблюдения за поведением малыша в разных ситуациях в течение продолжительного времени, а также результатов неоднократного психологического исследования внимания при помощи специальных методик сотрудники детского сада могут порекомендовать родителям обратиться к неврологу, который или подтвердит, или опровергнет СДВГ. Мамы и папы, конечно, не должны занимать «оборонительную» позицию, закрывая на проблему глаза, — это только навредит непоседе и усложнит его и без того не простую жизнь. Кроме того, иногда за симптомами дефицита внимания и гиперактивности скрываются иные, порой более серьезные нарушения центральной нервной системы, а у крохи впереди не только школа, но и целая жизнь. Поэтому лучше всего обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии.

Диагностика СДВГ

Диагностика СДВГ не ограничивается 20-минутной консультацией, выводами на основании рассказа мамы и проведенным перед глазами ребенка вправо-влево молоточком (как это часто бывает). Это комплексное обследование, длящееся не менее двух-трех часов или разбитое на несколько визитов. Такое обследование состоит из трех этапов:

  1. Беседа с родителями, изучение сопроводительных документов и диагностических заключений из детского сада (если есть), составление подробного анамнеза на основании информации о развитии ребенка начиная с внутриутробного периода.
  2. Выполнение малышом (если он не младше пяти лет) ряда специальных заданий, психологических тестов, направленных на объективную оценку развития внимания и анализ результатов выполнения.
  3. Электроэнцефалографическое исследование, которое проводится с целью объективной оценки особенностей развития мозга ребенка. Вопреки обывательским представлениям эта процедура безвредна для здоровья малыша.

На основании совокупности результатов обследования психоневролог констатирует или нет СДВГ.

В чем причина?

Об этом ученые спорят до сих пор и к единому мнению так и не пришли. С одной стороны, говорят, что это — бич современных детей: уж очень их много по всему миру. Но с другой, если их процент так угрожающе высок, возможно, стоит пересмотреть понятие «норма развития» и, соответственно, психолого-педагогические подходы ее оценке, воспитанию-обучению таких детей. Есть специалисты, которые считают СДВГ заболеванием. Другие принципиально против такого подхода и заявляют, что подобные «диагнозы» выставляются в случае, если взрослые просто не понимают, что происходит с детьми. Так или иначе, путем многолетних исследований и наблюдений специалисты выделили ряд факторов, которые очевидно связаны с СДВГ- «сценарием» развития ребенка.
Функциональная незрелость или специфические нарушения работы центральной нервной системы приводят к затруднению обработки поступающей в мозг малыша информации. Неспособность адекватно «переварить» раздражающие стимулы делает их количество избыточным и непосильным для восприятия, вызывая состояние чрезмерного возбуждения нервной системы, общее беспокойство. Из-за этого нарушаются координирующие и контролирующие функции мозга, в том числе «ответственные» за интеллект. Эти физиологические процессы объясняют импульсивное и хаотичное поведение крохи.
Безусловно, таким особенностям в развитии есть объяснение. В 65% случаев детишки с СДВГ появились на свет в «неблагоприятных условиях». Особенности внутриутробного развития вследствие сложной беременности, перенесенных инфекционных заболеваний, курения и неправильного питания мамы, ее стрессы, кесарево сечение по патологическим показаниям, затяжные, скоротечные и трудные роды, родовые травмы и болезни в младенческом и раннем возрасте (что, в частности, происходит по причине плохой экологии) провоцируют и увеличивают риск развития СДВГ. К факторам риска относятся также сложные и неблагоприятные условия воспитания и отношение близких малышу людей. Существует и генетическая теория развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Все знакомые не понаслышке проблемы? Тем не менее большинство специалистов предостерегают родителей, педагогов и психологов от поспешных и необоснованных выводов: даже очень плохое поведение ребенка при отсутствии совокупности существенных факторов не должно рассматриваться как СДВГ.

Всегда три в одном!

СДВГ включает в себя три переменные, характеризующие поведение ребенка.

  1. Невнимательность
  • Отстраненность от занятий и учебной деятельности, повышенная реакция на посторонние стимулы — ребенок отвлекается буквально на все подряд.
  • Систематическая потеря личных вещей.
  • Неспособность выполнить задание без ошибок из-за неумения сосредоточиться на деталях.
  • Неспособность вслушиваться в обращенную к малышу речь.
  • Неспособность доводить выполняемую работу до конца – любую, даже ту, которая нравится.
  • Неспособность организовать свою деятельность.
  • Активный отказ от работы требующей усидчивости, порой до слез и истерик.
  • Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий (книжки, карандаши, прописи).

Из этих признаков минимум 6 должны непрерывно проявляться в течение полугода.

  1. Гиперактивность
  • Малыш неспособен сидеть спокойно, постоянно «ерзает».
  • Без причины и без разрешения вскакивает с места.
  • Не может играть в спокойные игры, начинает все разбрасывать.
  • Бесцельно «носится».
  • Не замечает, что его поведение может иметь опасные последствия (например, может выбегать на дорогу, хотя ему много раз говорили о том, что этого делать нельзя).
  • У него притуплено чувство страха и боли (например, ребенок может залезать высоко на деревья; поранившись в хаотичном движении, этого не замечать).
  1. Импульсивность
  • Малыш всегда готов ответить, но никогда — правильно, потому что недослушивает вопрос.
  • Не может дождаться своей очереди, подождать чего-то несколько минут — вплоть до аффекта.

Из признаков, перечисленных в пунктах 2 и 3 минимум 5 должны непрерывно проявляться в течение полугода.

Если хотя бы одной составляющей «тройки» не наблюдается, у ребенка, скорее всего, не СДВГ.

Когда тайное становится явным?

Признаки развития синдрома можно наблюдать уже в младенческом возрасте. Такие малыши очень мало и беспокойно спят, у них зачастую проблемы с пищеварением, они много срыгивают и часто кричат. В раннем возрасте эти дети неуклюжи и непоседливы, постоянно травмируются вследствие плохой координации движений. Но пока ребенок мал и большую часть времени мама проводит с крохой «один на один», подстраиваясь под него, эти особенности редко вызывают активное беспокойство родителей. Проблемы начинаются, когда малыш поступает в детский сад и сталкивается с системой требований, необходимостью соблюдать правила и контролировать себя. С увеличением интеллектуальных нагрузок в старшем дошкольном возрасте ситуация усугубляется еще больше. Элементы учебной деятельности вносят оценку в жизнь ребенка, которая в силу несоответствия особенностей развития предъявляемым к нему требованиям никогда не бывает высокой. У малыша снижается самооценка и повышается агрессивность. О том, как сложно таким детям учится в школе, не стоит и говорить. Однако при правильном подходе все это достаточно успешно поддается коррекции. Прежде всего очень важно адекватное восприятие родителями возможностей малыша: ему, конечно, не стоит учиться в гимназии или лицее по развивающей программе. В то время как обычная школа, класс, работающий по традиционной системе, понимающий и компетентный педагог будут малышу вполне «под силу».

Впервые поведение «чрезмерно подвижного» ребенка было описано в середине XIX века немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом. Он дал ему прозвище «Непоседа Фил» и выделил ряд характерных для поведения черт.
В 60-х годах XX века это состояние получило от врачей «статус» патологического. Появилось название «Минимальная мозговая дисфункция).

В 80-е годы прошлого столетия состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ, СДВГ).

О поведении. Родителей

Лечение СДВГ непременно должно быть комплексным, то есть в равной степени включать в себя медикаментозную и психолого-педагогическую терапию. Малышу необходимо постоянно ощущать поддержку родителей, находиться в атмосфере, максимально сглаживающей «острые углы». Обязателен жесткий, постоянный режим с частой сменой видов деятельности и продолжительными прогулками. Общение с таким ребенком требует сдержанности, педагогической компетенции от родителей и всех контактирующих с непоседой взрослых. Деятельность крохи должна быть организована так, чтобы он имел возможность переживать состояние успеха, слышать похвалу и ощущать признание со стороны близких людей. Ругать ребенка за гиперактивность, конечно, не допустимо, однако это не значит, что он должен расти в атмосфере вседозволенности. Система наказаний и поощрений должна быть очень выверенной: нормы, правила и запреты надо сводить к минимуму, в том числе благодаря организации жизни ребенка. Но в случае их нарушения наказание (не физическое!) или порицание требуется незамедлительное. При этом важно помнить, что давать оценку нужно не самому ребенку, а его поступку (ты, конечно, хороший, но твой поступок очень меня расстроил). Для коррекции поведения гиперактивного малыша крайне важно единство требований всех имеющих отношение к его воспитанию взрослых.
При подготовке ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью к школе надо всегда иметь в виду, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости, к появлению отвращения к познавательной деятельности. Такому малышу рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в группе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин). Поэтому, если есть возможность, за год до школы лучше не водить кроху в детский сад на целый день, избегая перевозбуждения, излишней активности, переизбытка эмоций и ситуации сравнения со сверстниками. Лучше посещать курсы подготовки к школе, предварительно познакомившись с программой и педагогом будущего первоклассника.
Без такого «фона» лекарственная терапия будет не впрок.

Аспирант Центра медицинской истории при Университете Эксетера (Великобритания) выдвинул гипотезу, что причина резкого увеличения количества детей с СДВГ в последние десятилетия кроется в темпах социальных, культурных и экономических изменений. Оспаривая традиционное представление о СДВГ как о патологическом состоянии, Смит заявил, что явление «массовой» гиперактивности сегодня — это нормальная поведенческая реакция следующего поколения.

Без паники!

Родителям детей с СДВГ не должны драматизировать ситуацию. Эти дети при своевременной и правильной помощи «компенсируются» и бывают весьма успешны! Есть намного более тяжелые и необратимые последствия тех же родовых травм — детский церебральный паралич например. Но родители таких малышей борются и добиваются значительных успехов! На этом фоне СДВГ — всего лишь индивидуальная траектория развития ребенка, с которой просто грех не считаться. Ведь всего-то и надо — организовать жизнь чада и собственную так, чтобы коррекционные мероприятия сделали свое дело и принесли спокойствие и радость в семью.