Умный – не значит успешный. Почему?

Текст: Анастасия Кузнецова

Источник: Успехи маленькими не бывают // Первоклассные родители. – 2011. №6. – С. 66 -70

На тему подготовки ребенка к школе сказано не просто много, а очень много. Современные родители уже не идут по этому тернистому пути вслепую. Прекрасно разбираясь в терминах и понятиях, они знают о психологической, интеллектуальной, эмоциональной, личностной готовности к обучению. Многие наслышаны о методиках подготовки. Но даже самые подготовленные родители, столкнувшись с первоклассными проблемами, оказываются перед ними беспомощными. Вроде бы все необходимое делали: на подготовку водили, читать-считать научили, в детский сад для социализации отдали, а какие-то индивидуальные особенности мешают ребенку стать успешным учеником. Об одной такой особенности мы и поговорим.

Это сладкое слово «мотивация»

Зададимся вопросом: в чем задача начальной школы в целом и первого класса в частности, если мы, мамы, папы, педагоги-дошкольники, научили шестилетку всему, чему можно, еще в детском саду? Суммируя собственный профессиональный и материнский опыт, отвечу на него так: главная, стратегическая, можно сказать, задача — общими усилиями сделать все возможное, чтобы в качественно новой своей роли ученика ребенок ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ УСПЕШНЫМ. Именно от этого сугубо субъективного, личностного ощущения будет зависеть его отношение к учебе на протяжении всех последующих лет. Более того, отношение к познанию вообще. Пойдет ли подросток учиться куда-нибудь после школы, как он сдаст ЕГЭ, появится ли у него мощный познавательный вектор, который положит в основу его жизни мотивацию достижений, а не движение по течению?.. Ответы на все эти вопросы начинают вырисовываться буквально с первых школьных шагов вашего чада.
Мотивация – это, можно сказать, предшествующая действию установка.

Ошибаться и верить в себя!

Ребенок, приступая к деятельности, связанной с преодолением трудностей, либо начинает поиск путей и средств, ведущих к достижению результата, либо анализирует всевозможные препятствия и ищет пути их обхода. В первом случае он идет к своей цели и, как правило, ее достигает. А во втором, стараясь избежать неудачи, сначала отклоняется от курса, а потом и вовсе забывает, куда и зачем шел. Получается парадоксальная, но такая характерная для малыша с мотивацией избегания неудач ситуация – я постоянно ошибаюсь именно потому, что очень стараюсь не ошибиться…
Поведение, направленное на успех, формируется между четырьмя и тринадцатью годами. Поскольку этот возраст связан с подготовкой к школе и ее начальной ступенью, где малыш, по сути, только учится учиться, он постоянно находится в ситуации преодоления трудностей и решения задач. Очень важно, чтобы в этот период у него сформировалась и закрепилась «отправная точка отсчета» — твердая вера в себя и собственные силы.

Избегать неудач и проигрывать

Дети, очень много знающие и умеющие перед поступлением в школу, но имеющие в основе деятельности мотивацию избегания неудач, вместо того чтобы ощущать собственную компетентность и успешность, сталкиваясь с трудностями, шаг за шагом теряют веру в себя. Очень важно, чтобы мы понимали, что ориентация на успех и желание его достичь – это не следствие сформированных навыков ребенка, а, напротив, побуждающая к овладению ими сила.
Например, вы сели заниматься с ребенком и предлагаете ему решить простенькую задачу: я положил в корзину три яблока, а ты пришел и положил еще два. Сколько яблок лежит в корзине?
Ребенок, если он неплохо умеет считать, с ходу ответит – шесть. Задайте ему вопрос, как он узнал, что шесть. Если малыш не обучен специально алгоритму решения задач, то этот вопрос не будет для него из разряда простых. Один начнет пытаться находить доказательства, а другой начнет сомневаться, прав ли он , предлагать другие варианты ответа.
Первый, побуждаемый мотивацией достижения, в дальнейшем пойдет тем же путем — по мере усложнения задач, которые не решишь с ходу, будет искать пути решения. А второй, побуждаемый мотивацией избегания неудачи, в ситуации, когда ответ не очевиден, начнет нервничать, гадать, подгонять… Примечательно то, что способности у обоих могут быть одинаково хорошими. Просто поведение одного – конструктивно и ведет к результату, а другого – деконструктивно и постоянно погружает его в ситуацию переживания неуспеха.
Оба типа мотивации зарождаются на этапе старшего дошкольного возраста под влиянием поведения взрослых. В первую очередь – родителей.

Четыре правила одной цели

Независимо от того чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, предлагаю вам всегда ставить перед собой цель – формирование у ребенка поведения, направленного на успех. А для этого стройте общение с чадом, исходя из следующих принципов.

  1. Активно и «по правде» включайтесь в процесс формирования мотива и мотивации достижения успехов. Взрослый должен с интересом заниматься совместной с ребенком деятельностью, стремиться добиться в ней успехов – только в таком случае возможно развитие мотивации у малыша. Он видит, как ведет себя взрослый, подражает ему, испытывает чувство удовлетворения и радости от приложенных усилий, получает поощрения, переживает приятные эмоции. Отмечу, что именно приятные эмоции, которые испытывает малыш, лежат в основе формирующейся мотивации достижения успеха! Чем чаще и больше ребенок испытывает их, тем скорее и прочнее формируется направленное на успех поведение.
  2. Стимулируйте достижения ребенка. Задания нужно подбирать таким образом, чтобы у малыша была возможность не только использовать свои интеллектуальные возможности и уже имеющиеся навыки, но и учиться творческому поиску, находить неочевидные ответы. Например, альтернативой математическим упражнениям и чтению могут стать разгадывание и придумывание загадок, участие в семейных конкурсах (например, кто больше знает названий сладостей), различного вида игры, в которые вы будете играть вместе. Главное, не поддавайтесь! Победа должна иметь реальную цену, только тогда у нее есть свой неповторимый «вкус». Если в игре победили вы, а не ребенок, покажите ему пример истинного удовлетворения от успеха, а также благородного отношения к проигравшему. А в обратной ситуации – пример конструктивного переживания неудачи и радости за победителя.
  3. Обязательно учитывайте возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка. Это позволит вам подобрать интересные, посильные для выполнения задания, не перегрузить малыша и позаботиться о том, чтобы познавательная деятельность всегда ассоциировалась у крохи с хорошим настроением. Помните, что ваши завышенные ожидания заведомо приведут к неудаче!
  4. Что бы вы ни делали, чем бы ни занимались с ребенком, вашим общим кредо должен стать тезис: НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ! Объясните ребенку смысл этого изречения. Отношение к ошибке не как к результату деятельности, а как к ступеньке на пути к успеху поможет ему преодолевать трудности и в школе, и в жизни. Формирование поведения, направленного на достижение успеха, – это технология! И как любая технология, она требует точного выполнения всех этапов процесса. А потому родителям надо взять на себя ответственность за неукоснительное соблюдение ряда нехитрых правил. Это так же не просто, как, скажем, сидеть на строгой диете, и требует от нас – мам и пап — огромной силы воли. Но ничто не радует нас так, как успехи наших детей, поэтому результат того стоит. А мы попробуем помочь вам, раскрывая в наших статьях маленькие секреты большого успеха.