Не тревожь мне душу, школа!

Текст: Анастасия Кузнецова
Источник: Школьная тревожность // Первоклассные родители. – 2012. № 3. – С. 100-103

Волнуюсь, переживаю, тревожусь — значит, живу нормальной полной эмоциональной жизнью. Если, конечно, при этом радуюсь, восхищаюсь, интересуюсь… И даже если для взрослого «доза» эмоций, особенно негативных, имеет значение, влияя на характер, социальный статус, то для ребенка она вообще судьбоносна. Настолько, что школьная тревожность, по поводу которой давно бьют тревогу детские психологи, иногда толкает подростков на суицид. Да, это вопиющий крайний случай. Но он случается не просто так, не на пустом месте. Говорят, предупрежден — значит, вооружен. С этих позиций и разберемся, что же такое школьная тревожность.

Полезно или опасно?

Вообще, с точки зрения психологии, тревожность — естественное состояние, присущее каждому. Беспокойство и страх, если они не граничат с паникой, мобилизуют нервную систему, побуждая ее концентрироваться и в сложившихся обстоятельствах действовать наиболее эффективно.
Однако, как доказывают исследования, мобилизующую функцию тревожность приобретает только в подростковом возрасте при условии нормального психоэмоционального развития личности. А в дошкольном и младшем школьном возрасте она оказывает прямо противоположный эффект — дезорганизует деятельность ребенка, снижает ее продуктивность, влияет на эмоциональное состояние и искажает поведение малыша. Почему так происходит?
Все дело в том, что на каждом возрастном этапе личность имеет определенные потребности, а тревожность, соответственно, определенную «дозу». Ведущая психологическая потребность дошкольников и младших школьников заключается в ощущении надежности и защищенности со стороны значимых для малыша близких людей, в круг которых с поступлением в первый класс попадает учитель (именно по этой причине психологи советуют родителям при выборе школы для будущего первоклашки «идти на учителя»). И все беспокойства, которые испытывает ребенок этого возраста, так или иначе связаны с нарушением отношений с близкими взрослыми. Например, ощущение себя не успешным в чем-либо равно для малыша ощущению себя НЕ ХОРОШИМ и НЕ ЛЮБИМЫМ. Очевидно, что такое состояние ничего положительного и конструктивного не имеет.
У подростка ведущая потребность психики заключается в самоутверждении через общение со сверстниками. У него расширяется круг социальных контактов, «созревает» самооценка, тревожность дифференцируется и распределяется по разным сферам (семья, школа, будущая профессия, отношения с друзьями). Но это будет потом. А пока кроха мал, чрезмерное переживание беспокойства ему совсем не на пользу.

«Солнышки» и «тучки» — в семье и школе

В младшем школьном возрасте учеба становится основным видом деятельности ребенка, заполняя собой всю его жизнь. Ее главным двигателем является мотив получения высоких оценок. Оценка обеспечивает малышу соответствующий статус в классе. Даже если это «солнышки» и «тучки» или просто поощрительные или порицательные замечания, они становятся для маленького школьника системой измерения его состоятельности и успешности. Учитель, который не только является источником новых знаний, но и источником оценки их усвоения, приобретает в глазах ребенка колоссальный авторитет. Один взгляд педагога может повлиять на отношение одноклассников к товарищу. Не секрет, что все сказанное учителем в адрес ученика и отметки в его дневнике чрезвычайно важны и для родителей. Плохая отметка способна испортить настроение мамы и папы, повлечь за собой гнев и наказание, тесно переплетая в сознании малыша учебу в школе и любовь к нему близких людей. Поэтому школьная жизнь, учеба становятся залогом психологического благополучия ребенка.
А если учитель очень строг и не комфортен для крохи? Если не все удается «на пять с плюсом»? Если страшно отвечать у доски?
Тогда постепенно все, что связано со школой, — от забытой дома линейки до красных чернил учителя в тетради — начинает волновать и беспокоить малыша значительно больше, чем должно и полезно для психики. Это — школьная тревожность.
Если оставить ее без внимания, не понять причин и не устранить их вовремя, она будет расти с каждым днем, «накручивать» на себя новые страхи, как снежный ком, разрушая жизнь маленького школьника и пагубно влияя на его развитие.
_________________
Ребенок испытывает школьную тревожность?
КАК РОДИТЕЛЯМ ЭТО ПОНЯТЬ

  • Маленький школьник устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу. При этом в классе ведет себя хорошо, общается с детьми, отвечает на уроках и создает впечатление вполне благополучного и довольного собой.
  • Несколько раз просыпается за ночь, боясь опоздать в школу.
  • Ребенка трудно усадить за выполнение домашних заданий. Сначала он отказывается под любым предлогом, а вечером плачет и не может уснуть, потому что не готов к урокам и его в школе будут ругать.
  • Малыш демонстрирует чрезмерное усердие и фанатизм при выполнении домашней работы.
  • Кроха панически боится получить низкую оценку, несмотря на то что хорошо усваивает школьную программу.
  • Любая связанная со школой мелочь: забыл дома сменную обувь, мама пришла за ним после уроков на пять минут позже — вызывает не просто резонное огорчение и беспокойство, а истерику и слезы.
  • Малыш говорит, что боится учителя.
  • Маленькому школьнику снятся плохие сны, связанные со школой или одноклассниками.

В зависимости от причин, их совокупности и недостаточного внимания к проблеме со стороны взрослых школьная тревожность может проявляться и менее «понятно», маскируясь под другие проблемы:

  • Резко снижается сопротивляемость ребенка различным заболеваниям (только переболел, неделю отучился и снова хворает).
  • Ухудшается общее психосоматическое состояние (начал грызть ногти, возможно, писаться по ночам, появилась сильная потливость и т.д.)
  • Часто проявляются раздражительность и агрессивность.
  • Снижается концентрация внимания, появляется рассеянность.

Каждый из этих фактов требует немедленного реагирования на ситуацию родителями и школьным психологом.
______________________

Возбудители детского спокойствия

Причины тревожности и конкретные ситуации, с которыми мы связываем ее возникновение, — не всегда одно и то же. Иначе как объяснить, что одного малыша забытая дома обувь доводит до истерики, а другой не придает этому фатального значения. Важно понимать, что ребенка тревожат не забытые линейки и трудные задачи, а то, как это отражается на его статусе и отношениях с близкими людьми. Поэтому возбудителей детского спокойствия, которые чаще всего влекут за собой повышение уровня тревожности, условно можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К первой группе относятся:

  • Противоречивые требования со стороны родителей.
  • Высокие ожидания пап и мам, не соответствующие возможностям ребенка.
  • Особенности воспитания: гиперопека (когда малыш не может шагу ступить без контроля со стороны взрослых, и ему весь мир кажется опасным и враждебным), чрезмерная строгость или вседозволенность, которые дезориентируют кроху, недостаток внимания и т.д.
  • Конфликт воспитательной системы семьи и школы.
  • Неприятие близкими ребенка таким, каков он есть, постоянные сравнения с братьями, сестрами, другими детьми и их достижениями.
  • Психологическая неготовность крохи к обучению в школе, которая автоматически влечет за собой сложности в адаптации и усвоении учебной программы, чувство неуспешности и неудовлетворенности собой.
  • Ранимый, астенический тип нервной системы (чаще всего встречается у чрезмерно опекаемых детей).

Внешними причинами могут быть:

  • Отсутствие у маленького школьника режима дня.
  • Смена места жительства, школы, класса, учителя.
  • Любой стресс, на первый взгляд не связанный со школой (развод родителей, полученные травмы, прописанные доктором очки и т.п.).

_________________
Глоссарий
Тревожность — устойчивое личностное образование, которое сохраняется на протяжении долгого времени. Выражается в неосознанном переживании эмоционального дискомфорта, предчувствия грозящей опасности.
_________________

Детям об ошибках взрослых

Для предупреждения школьной тревожности необходимо знакомить малыша с трудностями и неудачами, с путями и способами их преодоления. Не стоит стесняться показать ребенку, что и мы, всесильные мамы и папы, ошибаемся и попадаем в затруднительные обстоятельства, вызывающие у нас беспокойство. Тревога становится конструктивной, когда человек внутренне осознает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачки или в реальной жизни, — не катастрофа, а стимул для движения вперед и дальнейшего поиска. Малыш должен видеть на нашем примере и чувствовать, что опыт ошибок и неудач играет в жизни человека не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.
Родителям не стоит бояться детских ошибок! Тем более позволять себе разочаровываться в своем самом замечательном на свете и любимом человечке из-за его неудач и школьных отметок. Демонстрируйте малышу, что страшны не трудности и ошибки, а отказ от их преодоления. Чувствуя нашу поддержку и безусловную любовь, не зависящую от пятерок и замечаний в дневнике, ребенок постепенно научится разбираться в причинах своих переживаний.
__________________
Предупредить возникновение школьной тревожности!
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Отнеситесь со всей серьезностью к вопросу подготовки и поступления ребенка в школу, особенно если малышу не исполнилось еще 7 лет! Посоветуйтесь с психологом, оцените адекватно возможности малыша и школьную нагрузку.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, никогда не сравнивайте его успехи с другими детьми — только с его собственными!
  • Чтобы малыш научился все делать сам, не контролируйте его в мелочах, а организуйте его деятельность в целом, например, при помощи четко выстроенного вами режима дня.
  • Не ссорьтесь и не выясняйте отношения при ребенке.
  • Старайтесь, чтобы качество книг, кинофильмов, телепередач, компьютерных игр, а также количество времени, которое кроха за ними проводит, соответствовали его возрасту.
  • Считайтесь с чувствами ребенка, принимая важные решения, такие как смена места жительства и школы, например. Готовьте ребенка к переменам заранее.