Плюсы и минусы предметного обучения в начальной школе

Текст: Анастасия Кузнецова
Источник: Сколько первых учительниц должно быть у первоклашки? // Первоклассные родители. — 2015 №1. — С. 34-37

Всем известно, что учитель в начальной школе – фигура чрезвычайно значимая. От него, по сути, зависит старт маленького школьника во взрослой жизни. Учитель – носитель системы школьных норм и правил, системы знаний и представлений, он же и оценивает, насколько успешно ребенок овладевает этими системами. Отдавая кроху в школу родители, чаще всего, ориентируются на учителя. И вот, начинается учебный год, а мамы и папы узнают, что в классе будет предметное обучение. Значит, вместо одного учителя — много, вместо понятных требований и правил – множество разных, вместо одного авторитетного мнения об успехах, способностях и перспективах ученика – взгляды и оценки разных учителей. А ребенок во всем должен сориентироваться, ко всему должен адаптироваться, под всех подстроится?! Попробуем разобраться.

Предметное обучение – это такая форма, при которой каждому предмету школьников обучает отдельный учитель — «предметник». В отечественной системе образования она характерна для основной и старшей ступени средней школы, то есть, начиная с 5 класса. В начальной школе традиционно всем предметам за исключением, может быть, физкультуры, рисования, пения, иностранного языка обучает один педагог, получивший соответствующее образование – учитель начальных классов.
В нашей стране предметное обучение в начальной школе – инновационный процесс, то есть новшество, введение которого призвано обеспечить эффективность образовательного процесса в соответствии с задачами, которые стоят перед системой образования. Оно вводилось неоднократно, в частности в 60-70-е годы, когда внедрялась и апробировалась система обучения по Л.В. Занкову. Затем в 90-е годы, когда активно развивались авторские школы. И теперь в наши дни, в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Однако во все времена (как и все инновационное) предметное обучение в началке вызывало жаркие споры как в профессиональном, так и в родительском сообществе. Аргументы против в основном группировались вокруг психологии младшего школьника, с которой предметное обучение, как многие полагают, вступает в конфликт.

Чем же характеризуется младший школьный возраст с точки зрения возрастной психологии и как это связано с предметным обучением?
Ведущим видом деятельности младшего школьника становиться учение.
Учение – деятельность социально значимая. В отличие от игры процесс учения и ее результаты обладают объективной ценностью для взрослых – учителей и родителей. Учение изменяет мотивы поведения младшего школьника, открывает новые источники развития познавательных интересов ребенка, его нравственной сферы. Игра все еще продолжает занимать важное место в жизни маленького ученика, но в развитии его личности она теряет главенствующую роль.
___________________
Глоссарий
Ведущий вид (тип) деятельности – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития (А.Н. Леонтьев, 1983)
___________________

В процессе учебной деятельности происходят изменения, прежде всего, на уровне общего и умственного развития, в характере умственных операций и особенностях личности маленького человека – он становится учеником, он осуществляет настоящую, важную для общества деятельность! Ребенок приобретет новые знания, умения и навыки, накапливает систематические сведения об окружающем мире, природе и обществе. Самое главное — младший школьник овладевает системой универсальных учебных действий – учится учиться. От умения учиться, которое формируется на этапе начальной школы, зависит успешность ученика. Социальная позиция «Я – ученик» и психоэмоциональная позиция «Я — успешный ученик» — двигатели личностного развития ребенка на этапе начальной школы.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они не сразу понимают, зачем нужно учиться. Постепенно оказывается, что учение – это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок был к этому не готов, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Чтобы этого не случилось, учитель должен таким образом организовать учебный процесс, чтобы с одной стороны, ребенок понимал, что учение – не игра, а напряжённая работа, с другой – был включен в интересное и захватывающее взаимодействие, позволяющее узнать много нового, занимательного, важного, нужного.
Вначале у младшего школьника него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда, оцениваемого педагогом, развивается интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Этот интерес — основа для формирования «высоких» мотивов учения и ответственного отношения к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство развивается и подкрепляется оценкой учителем успехов ученика. Самооценка младшего школьника напрямую зависит от того, как его оценивает педагог, равно как и его социальный статус в классе — отношение к товарищам формируется через призму оценки учителем его поступков, поведения, деятельности.
В этом возрасте дети очень эмоциональны, они остро нуждаются в поддержке и признании близких. Не секрет, что отношение родителей к маленькому ученику связано с его школьными успехами и неудачами, следовательно, с оценкой учителя.
С первых дней и на протяжении трех лет пребывания детей в школе учитель становится для них непререкаемым авторитетом (лишь в четвертом классе его личность становится менее значимой, на первый план выходят контакты с одноклассниками) Таким образом, авторитет педагога – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Именно этим фактом объясняется «особое» положение учителей начальных классов, задающих систему координат развития личности маленького человека. Учитель может быть добр или строг, требователен или лоялен, в большей или меньшей степени профессионально компетентен, но его требования и критерии оценивания понятны ребенку и семье. Если ситуация задана понятными границами и ориентирами, значит, она психологически безопасна и благоприятна для развития личности.

Три : ноль в пользу предметного обучения

Но вот наступает 5 класс (кто же из родителей думает об этом в начальной школе). Психологи констатируют: мотивация к обучению снижается, растет уровень школьной тревожности. «Хорошисты» становятся «троечниками», «отличники» перестают таковыми быть, нарушается поведение, родители переживают. Педагоги средней школы жалуются на началку: «Не научили!» Учителя начальной школы обвиняют коллег в незнании и не учете психологических особенностей детей, которые к ним пришли учиться. При этом все говорят о важности преемственности между ступенями обучения. А дети растут. И образовательные задачи с каждым годом становятся все сложнее. Какие же противоречия скрываются в этой характерной для многих школ ситуации?
Во-первых, за четыре года учебы в начальной школе ребенок, как мы уже говорили, привыкает к тому, что его оценивает один учитель. Он знает, как и по каким критериям его оценивают, адаптируется к соответствующим подходам. Он привыкает к стилю и способу внешнего контроля над своей деятельностью. И вдруг все меняется. На то, чтобы сориентироваться в новой обстановке нужно много сил и времени, которые тратятся за счет учебы.
Во-вторых, отношения, которые складываются между учителем, учениками и родителями характеризуется большей степенью близости, чем в основной школе. Педагог бывает лично заинтересован в успехах своих учеников и порой субъективен в оценке их образовательных достижений. Вследствие чего и у ребенка может складываться неадекватная оценка себя, как ученика.
В-третьих, учитель может иметь большую склонность к одному предмету, чем к другому. Это может сказываться на глубине его подхода к преподаванию тех или иных дисциплин или преподавания всех предметов на «среднем» уровне. В то время как одна из задач современного образования — создать условия для раскрытия способностей каждого ученика посредством предметного содержания.
Эти и другие противоречия могут быть решены посредством организации предметного обучения в начальной школе. Но лишь в том случае, если оно будет действительно организованно под определенные задачи, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Риски предметного обучения
Предметное обучение в начальной школе эффективно и действительно соответствует современным образовательным стандартам тогда, когда это не просто другая организационная форма обучения детей: вместо одной учительницы – пять. Это, прежде всего, определенный уровень психолого-педагогической культуры коллектива:

  • единое понимание целей, задач, подходов, методологии обучения, форм и способов взаимодействия с детьми, с родителями и коллегами;
  • общие, совместно разработанные способы оценивания достижений обучающихся;
  • наличие действительно глубоких знаний по преподаваемому предмету наряду с квалификацией «учитель начальных классов»;
  • наличие системы воспитательной работы и института воспитателей и классных руководителей (освобожденных от предметного преподавания!), который, по сути, является фундаментом предметного обучения в начальной школе.

И это не говоря об управленческой, организационно-кадровой, финансовой и материально-технической стороне вопроса.
Наш опыт изучения этой проблемы и психологического сопровождения классов начальной школы, которые учатся по системе предметного обучения, показал, что ученики успешны (а родители спокойны) в том случае, если у них есть хороший воспитатель (классный руководитель). То есть, та самая «вторая мама» или «первая учительница», которая задает систему координат. В тех классах, где такой человек есть, предметное обучение (при соблюдении прочих условий) дает большой стимул к развитию детей, их успешности, участию в проектной деятельности, общественной жизни школы. Именно воспитатель — классный руководитель находится в непосредственном контакте с психологической службой, «предметниками» и родителями, координируя учебный процесс и индивидуальные образовательные маршруты детей. У этих классов объективно больше возможностей по сравнению с теми, где один учитель решает и воспитательные, и образовательные задачи по всем предметам.
Однако отсутствие воспитателя — классного руководителя в ситуации предметного обучения – это «бесхозность» детей, даже при условии, что предметы преподаются на высоком уровне. В таком случае, класс слабее по многим показателям тех, где традиционно все предметы ведет один учитель.

Таким образом, нельзя ставить вопрос: хорошо предметное обучение или нет, лучше традиционная форма обучения или хуже? Все зависит от того, как взрослые, реализующие ту или иную образовательную технологию, понимают эту технологию, соотносят ее с психологией развития ребенка, с образовательными задачами, с социальными ожиданиями.
А родителям хочется пожелать активной позиции не только в оценке сложившейся в школе ситуации, но и в компетентном участии в ней. Ведь такие решения, как переход на предметное обучение в образовательной организации принимаются при непосредственном участии управляющего совета.