Вопрос-ответ

Многие рекомендации, с которыми Вы можете ознакомиться на этой страничке, были опубликованы мною в журнале «Первоклассные родители» www.1roditeli.ru
 

Мы постоянно слышим от учителя, что по новому стандарту важны не столько знания наших детей, сколько компетенции, главная из которых — умение учиться. Что это значит?

Гвоздь в стену голыми руками не вобьешь. Нужен молоток — инструмент. Инструмент необходим и в любом учебном действии: счете, письме, решении задач. Нужно уметь слушать, планировать, анализировать, обобщать, владеть произвольным вниманием и многое другое. Раньше заучивание знаний было на первом месте. Сегодня большее внимание уделяется развитию и совершенствованию «инструментов», которые помогают ребенку овладевать знанием, самостоятельно добывать и применять его. Знания + личностные психологические качества = предпосылка к успешному овладению новыми знаниями, то есть компетенция. Умение учиться складывается из:
— умения принимать учебную задачу;
— находить способы ее решения;
— отбирать нужные средства;
— самому оценивать полученные результаты.


13.07.2015

Мы перешли во 2-ой класс. Учительница сказала, что роль родителей в подготовке домашних заданий — организовать ребенка и проверить правильность выполнения. А что на практике? Сын делает ошибку в задаче по математике, я говорю: «Подумай еще раз, начинай сначала». Но он сидит в полном недоумении. Что делать в таком случае? Решать за него, понятно, нельзя, но как тогда помочь?

Во-первых, не допускать прямых внушений: ты не хочешь думать, это опять неправильно и т.д. Они не помогают организовать мыслительную деятельность, а напротив, дезорганизуют ее.
Во-вторых, вам нужно понять характер затруднения: ошибка в вычислении или непонимание условия. В первом случае скажите: «У тебя верный ход мыслей, ты – молодец, но нужно пересчитать еще раз». Во втором случае помогите ребенку разобраться со структурой задачи при помощи наводящих вопросов: «Что нам известно? Что неизвестно? Что нужно узнать? Каким образом можно это узнать?»
Если задача в два действия, вам нужно ее упростить, сформулировать новую, упрощенную задачу, решив которую, ребенок сможет найти ошибку самостоятельно и понять дальнейшую логику. Решение любой задачи — это поиск путей и средств, которые ведут к правильному результату. Ошибка — не результат, а повод продолжать поиск. Донести это до ребенка — ваша стратегическая задача.


13.07.2015

Почему в первом классе нельзя ставить оценки?

Первоклашки не в состоянии понять разницу между отметкой, которую он получает за свои знания или за результат деятельности, и оценкой самого себя как личности. Хорошая отметка значит для ребенка, что ОН хороший. Плохая — ОН плохой. Причем, если ставят только 5 и 4, малыш четверку приравнивает к неудачному результату. Магию пятерки первоклашки улавливают очень быстро, понимая, что она обеспечивает признание учителя и одноклассников, высокий статус, хорошее настроение родителей и прочие блага. Проводится прямая параллель: чтобы быть лучшим и признанным, нужно получать хорошие отметки. Эта искаженная мотивация ведет к зависимости от отметок, что чревато развитием неадекватной самооценки, нарушением общения со сверстниками, проблемами в учебе.


16.07.2015
 
Powered by Phoca Guestbook

Задайте мне вопрос

Текст обращения*